0

Почему собственникам невозможно сейчас самим накопить на капремонт своего дома

КРСпециальные счета, на которых собственники жилья собирают деньги для проведения капремонта своего дома, могут получить статус депозитных.

Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, предлагающий освободить от налога на прибыль начисленные на таких счетах проценты. Все это должно помочь защитить деньги собственников от инфляции, чтобы делать запас на капремонт было реально и выгодно.

Однако, на практике использовать данное им законом право собственникам помещений очень сложно.

Закон установил две возможности накопить необходимые средства: счет регионального оператора (создается властями каждого региона) и спецсчет, который могут открыть в банке собственники жилья каждого дома.

В первом случае возникает "общий котел": средствами распоряжается, перераспределяет их и проводит ремонт в установленные региональной программой сроки в разных домах региональный оператор. Во втором прав у собственников намного больше и прозрачность этой модели лучше, но и проблем при открытии спецсчета возникает достаточно.

Конституционный суд РФ подтвердил, что взимание взносов на капремонт домов - это нормально, платить надо. При этом уверенности в том, что предложенные законодателями способы накопления будут работать, ни у специалистов, ни, тем более, у населения нет. Региональные операторы не успели появиться, а в прессе уже масса сообщений о злоупотреблениях, нецелевом использовании денег, внесенных жителями.

- Правовое регулирование по двум моделям формирования фонда для капремонта многоквартирного дома у нас очень неравноценно, - пояснил ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Спецсчету в законе посвящена целая глава. Но модель ориентирована скорее не на аккумулирование большой суммы, достаточной для проведения полного цикла работ по дому, а на то, чтобы скопить некую минимально необходимую сумму и периодически ее расходовать с последующим пополнением, оперативно выполняя выборочные ремонты.

В принципе, и эта возможность, если пользоваться ею рачительно, помогает собственникам поддерживать дом в нормальном состоянии. Многие жилкооперативы и ТСЖ, члены которых регулярно "скидываются" на поддержание дома в должном порядке, до капремонта свое жилище зачастую и не доводят.

Но полностью от проведения серьезных, дорогостоящих работ не уйти. В других странах они выполняются не за счет 100-процентного накопления, а за счет кредитов. У нас о такой возможности говорят много лет, но выстроить правовое регулирование так, чтобы банки были заинтересованы сотрудничать с ТСЖ и УК, нам пока не удается.

- Фактически в России отсутствует практика получения кредитов на капремонт, - констатирует Дмитрий Гордеев. - Причин несколько. Это и небольшой уставной капитал - у УК он может быть только 10 тысяч рублей. И отсутствие у управляющих и ТСЖ имущества, которое могло бы использоваться в качестве залога.

В странах Балтии проблему решили, создав государственные структуры, предоставляющие поручительство при получении кредита в банке. В Эстонии, например, этим занимается государственное гарантийное агентство: его первоначальный капитал сформирован за счет государства, а поручительства объединениям собственников оно дает за небольшую плату.

- Кредиты получают не все: агентство проверяет платежную дисциплину квартирных товариществ, насколько хорошо они работают, существует ли внутренний контроль и т.д., - поясняет Гордеев. - Но в итоге такой механизм снижает для банков риск невозвращения кредита, и они назначают небольшой процент.

Модель работает успешно: собственникам достаточно накопить 10-20% от предполагаемой сметы на ремонт, остальную сумму добавляет банк. Предусмотрены и бюджетные гранты со стороны государства. Жильцы, получив кредит, выполняют работы, получают отремонтированный дом и, возвращают кредит в течение 10-20 лет. А если, например, за счет проведенного утепления повышается энергоэффективность дома, то расходы собственников на отопление становятся меньше и, соответственно, часть кредита гасится за счет такой экономии.

Для того, чтобы схема кредитования работала, нужно, чтобы регионы устанавливали норматив минимального размера фонда ремонта: желательно 20-30% от полной его стоимости. Накопив эту часть, недостающие средства собственники смогут получать за счет заимствования. Пока же нормативно-правовое поле фактически вынуждает людей пользоваться только первой моделью - услугами регионального оператора, и в этом котле пропадает мотивация развивать самоуправление и более рачительно относиться к капитальному ремонту.

«Российская газета»

Добавлено в: Новости

Оставить ответ

Вы должны Войти , чтобы добавить комментарий.

© 5582 ЖКХ Карелии. Все права защищены. .