0

Мосты Петрозаводска: 18 век

Сейчас только через реки Лососинка и Неглинка перекинуто не менее 30 больших и малых мостов, мостиков и мосточков (примерно по половине над каждой), да плюс 2 железнодорожных моста, 2 путепровода и два пешеходных железнодорожных перехода. А 300 лет назад, понятно, картина была совсем другая.

Первые прообразы сегодняшних мостов появились еще в самом начале 18 века, когда в устье Лососинки были заложены Петровские заводы. В 1713 году комиссар Тормасов сообщал начальству, что на заводах имеется «Плотина большая верхняя… Плотина у домен… Нижняя плотина» - это и были три первых моста, которые соединяли оба берега реки. При этом даже после полного закрытия заводов, в документе 1752 года было указано « А плотины… не продавать и не разорять», что подчеркивало важность этих объектов для жителей Петровской слободы.

Со строительством Александровского пушечно-литейного завода не позднее 1773 года появилась еще одна плотина. Она и сейчас существует и находится возле современного моста в начале ул. Маршала Мерецкого.  Позже, выше этой плотины появилась еще одна, получившая название Лобановская (она сохранилась, но переходить по ней нельзя).

За плотинами, которые служили мостами, тщательно следили и потому, что от их состояния зависела работа заводов, и потому, что они обеспечивали сообщение между двумя половинами будущего Петрозаводска. В документе, датированном 1779 годом, так и было написано «Смотреть, чтоб по всем местам дороги и мосты во всех местах содержаны были во всяком порядке». В 1788 году в журнале городового магистрата было записано, что «… два моста находятся в неисправности: у одного нет перил, а другой уже и совсем пришел в ветхость». За этим следовало распоряжение: «… мосты – один, если можно починить или сделать совсем новый, а другой – огородить перилами».

Мы говорим о переправах через Лососинку, а как же Неглинка, были ли там мосты? Один, по крайней меры, существовал. Из документа, датированного 29 апреля 1779 года, следует, что «… жители чрез реку Неглинку мост починкою исправили добропорядочно…». Где находился этот мост, сказать трудно, но вероятнее всего, его построили ближе к устью реки и берегу Онежского озера.

По справке от 1783 года следовало, что тогда в ведомстве заводской канцелярии находилось пять мостов – о мостах через Неглинку ничего не говорилось.

Кстати, некоторые мосты обслуживались за счет бюджета Александровского завода, что вполне понятно, а остальные – за счет городской казны и горожан.

Кстати, практически все мосты Петрозаводска безымянные. Официальное название имеет только мост в створе ул. Луначарского – Пименовский и, очевидно, неофициальное – Гоголевский мост или путепровод. Пора бы уже присвоить названия хотя бы крупным мостам.

 

Добавлено в: История ЖКХ

Оставить ответ

Вы должны Войти , чтобы добавить комментарий.

© 9393 ЖКХ Карелии. Все права защищены. .